На главную

Бенилюкс, май 2010

Антверпен, Брюссель

Вечером мы прибыли в Антверпен. Гостиница наша располагалась на углу просторной привокзальной площади, и, несмотря на соседство вокзала, вид из окна открывался самый респектабельный. Антверпенский вокзал напоминает дворец. Рядом с ним – вход в зоопарк, поэтому верхний угол соседнего с вокзалом здания увенчан скульптурой верблюда. (Блок, собираясь в Бельгию, писал матери, что хочет увидеть Брюгге и 18 бегемотов в Антверпенском зоопарке).

Утром нам некоторое время пришлось подождать гида, опаздывающего из Брюсселя из-за забастовки железнодорожников. Естественно, все потихоньку потянулись на вокзал, который внутри оказался еще роскошней, чем снаружи.

Подъехавший вскоре гид сказал нам, что, в отличие от многих других городов, в Антверпене привокзальная площадь – одно из самых приличных мест города, здесь много контор по розничной продаже бриллиантов. Все устроено для того, чтобы клиент мог быстро, не привлекая внимания, совершить сделку: прибыть на вокзал и, не углубляясь в город, прикупить бриллиантов и благополучно отбыть. Антверпен – один из крупнейших алмазных центров мира. Эта отрасль получила развитие после того, как в городе в X V - XVI веках стали селиться евреи, изгнанные с Пиренейского полуострова.

Однако «парадные ворота» города – это начало улицы Мейр («meir» - высохшее русло реки ). По обеим сторонам улицы – великолепные высокие здания с затейливыми балконами, колоннами, статуями (гид сказал, что это – представительства пароходных компаний, а никакие не дворцы, как можно было бы подумать). В центре улицы – сначала зеленобронзовый памятник ван Эйку, потом – беломраморный памятник ван Дейку.

По правой стороне, встроенный в стену здания на уровне второго этажа – памятник Лодевику ван Беркену, изобретшему способ огранки алмазов. А почти напротив него, через улицу – вход в торговый центр Stads feestzaal , большой зал с покатой прозрачной крышей, в центре которого - странное сооружение в виде кристалла неправильной формы, подсвеченного голубым.

На боковой улице, отходящей от Мейр – дом и мастерская Рубенса.

А вскоре помпезная Мейр упирается в серую высотку «Большое небо». Улица раздваивается, но в какую бы сторону вы не пошли, все равно выйдете на Гроен плац – Зеленую площадь. Пожалуй, предпочтительней идти налево: тогда площадь открывается перед вами «фасадной частью», со всеми своими цветниками и памятником Рубенсу в центре, а на заднем плане громоздится внушительный собор Богородицы с высоченной башней.

Буквально в двух шагах – другая площадь, Гроте Маркт. (Накануне вечером мы пошли прогуляться по вечернему Антверпену. Увлеченные разговором, мы как-то незаметно вышли на Гроте Маркт и обе одновременно невольно ахнули от неожиданно открывшейся красоты. Хотя я была здесь прежде). По периметру площади – узкие, устремленные ввысь здания гильдий и цехов. В центре - городская ратуша, с гербами и флагами, выстроенная в виде итальянского палаццо. Безусловно, брюссельская Гран Пляс эффектней, но антверпенская – старинней. Французский король-Солнце практически снес Брюссель; и город, и центральную площадь воссоздавали заново. Антверпен же избежал разрушений.

По проулку вышли в Дому Мясника, принадлежащему гильдии мясников. Его еще именуют корейкой: ряды красных кирпичей чередуются с рядом белых камней.

 

Обходим «корейку» и уже виден в проулке бежево-серый замок Стен. Выходим на берег широкой реки Шельды. Вдоль берега – бесконечный ряд доков. Ни одного моста. Как объяснил гид, прежде река разделяла два разных враждебных государства, поэтому мостов не наводили.

За замком – «как бы мостик» - заход на смотровую площадку, вымощенную брусчаткой. На входе – львы, вдоль ограды – фонарики.

На набережной нас ждал автобус. Мы в него погрузились и поехали в Брюссель.

Сначала была небольшая автобусная экскурсия по бельгийской столице (Королевский дворец, смотровая площадка, Верхний город).

Потом мы высадились возле собора св. Михаила и св. Гудулы.

Наконец направились на красавицу Гран Пляс.

Признаться, с каждым последующим посещением площадь восхищает все меньше. Тем не менее каждый раз она разная и каждый раз прекрасна.

Сейчас, в разгар весны, здесь было очень оживленно. Почти половину площади занимали столики летних кафе. Другую половину – растения.

Из дверей ратуши одна за другой выходили брачующиеся. Запомнилась одна свадьба – белая девушка и черный жених. Весьма немногочисленные белые гости со стороны невесты практически растворились среди темнокожих гостей жениха, выстроившихся в три ряда перед камерой. Девушка приобрела себе множество новых родственников из Африки.

Надо отметить, что Бельгия и Нидерланды если еще и не догоняют Францию по количеству темнокожих, но приближаются к этому. Преимущественно за счет марроканцев.

Я зашла в Королевский дворец, где ныне музей. Прогулялась по площади.

Главным городским событием в этот день был готовящийся парад геев. Вычурно одетые молодые люди то и дело проходили через площадь, торопясь на встречу с единомышленниками.

На само действо мы не попали, так как пошли в ресторан есть мидий. (Кстати, и бельгийские мидии уже не вызвали такого восторга, как в первый раз).

А когда вышли после трапезы, парад уже закончился, праздник длился недолго (или переместился в другое место).

Неизменный ритуал - присесть к бургомистру на колено и мысленно поведать о своих проблемах. Говорят, душевный был человек, с участием выслушивал посетителей (посетительниц) и помогал чем мог.

А мы поехали назад в Антверпен и уже прикидывали, куда бежать в первую очередь – в собор ли Богоматери, в котором 4 шедевра Рубенса, или в музей Рубенса (утром они были закрыты). Гид посоветовал собор. И с нами туда отправился. Однако там проходило какое-то торжественное богослужение, и мы даже не попали во внутреннюю (огороженную) часть собора.

Отправились тогда гулять. В 2008 году я уже была в Антверпене, можно сказать, мимолетно. Дело было в ноябре, нас привезли к шести вечера в гостиницу и желающие отправились на небольшую экскурсию. Тьма стояла кромешная, моросил непрерывно дождь (иногда усиливаясь до очень неприятного), тем не менее осталось впечатление чего-то прекрасного. Город, увиденный через призму дождя и в отблесках фонарей, остался в воспоминаниях сказкой. Даже не помню, где ходили. Шли-шли под дождем – раз и уютный дворик бегинажа. Потом еще куда-то шли в темноте – и уже стоим перед роскошной церковью. Все как-то так.

И вот я, гонимая теми воспоминаниями и вооружившись путеводителем, потащила за собой своих автобусных приятельниц.

Пройдя по улице мимо дома Рубенса, мы вышли на Театральную площадь к Городскому театру - огромному параллелепипеду, с длиннющим козырьком на длинных белых столбах.

Прогулялись по окрестным улочкам, выпили пива в баре (и вишневого, и простого).

Потом, руководствуясь картой, вышли к прелестному Саду трав, уютному тихому дворику, засаженному разнообразными растениями. На деревцах и кустах там сидели горлицы.

А я все хотела найти бегинаж, или, точней, Девичий Дом – бывший приют для бедных девушек и сирот. И он оказался практически за Садом трав, только вход туда с другой улицы и не слишком очевидный. Очень тихое душевное место, все в зелени, каждый кусочек сада выпестован. Посреди газона – две белые каменные скульптуры в виде монашеских накидок.

Потом опять оказались на Зеленой площади. Прогулялись по набережной.

Прошлись по местному кварталу «красных фонарей»: череде узких, почти безлюдных улочек, встретили только несколько марроканцев с девушками.

И вот, привлеченные высокой башней, вошли во внутренний дворик и оказались перед пышным барочным фасадом церкви Карла Борромео. Тихий такой дворик, несколько столиков летнего кафе, и громадная, изумительно красивая церковь. Мы даже как-то притихли и растерялись от такой красоты. Проектировал и расписывал эту церковь Рубенс. Росписи утрачены, но фасад и башня восхитительны.

Следующей на нашем пути была церковь святого Якоба. В этой церкви похоронен Рубенс и его близкие. Тоже внушительных размеров (вообще все здешние культовые сооружения поражают своим размахом и весьма замысловатым, затейливым декором). Из церкви раздавались звуки органа, но все ворота были закрыты. Так мы походили вокруг да около, полюбовались через решетку, да и пошли восвояси. Вернулись на улицу Мейра, с которой церковь отлично просматривается.

Уже смеркалось. Город безлюднел, а вовсе не наполнялся вечерними праздными толпами. И мы отправились в свой отель, поскольку завтра нам предстояли такие лакомства, как Гент и Брюгге, и я в душе уже облизывалась в предвкушении.

Продолжение (Гент, Брюгге)

На главную

Используются технологии uCoz